Иерусалим. Город, который не знал покоя

Карта Иерусалима и окрестностей. Сен-Бертенский сборник. Палестина. 1180 год.

Иерусалим был важен не только для христиан, но так же для иудеев и мусульман. Иерусалимское королевство, основанное в результате Крестовых походов, воспринималось как «Царство Небесное» на земле. Толпы паломников стремились попасть в места, которых касались ноги Спасителя. Но покоя в Царстве Небесном практически никогда не было. Постоянные сражения менее всего располагали к сотрудничеству между христианами и мусульманами, даже не смотря на принцип веротерпимости, который ставился во главу угла. Первые крестоносцы, продвигаясь в глубь территории Палестины, основывали свои города-государства, зачастую уничтожая мусульманское население.

Трудно быть веротерпимым, когда твоих поданных уничтожают. Постоянные небольшие конфликты больше и больше разжигали пламя войны. Конечно, политики и с той, и с другой стороны старались не допустить кровопролития, но вновь пришедшие, горящие идеями освобождения Иерусалима или просто банального захвата территорий, нарушали перемирие.

Можно сказать, что первым императором, который мог и сражаться. и договариваться стал Фридрих II из династии Гогенштауфенов. Он  вошел в мусульманскую историю как веротерпимый и любознательный император. В свою очередь христианская история запомнила великодушного  Саладина, которого считали рыцарем Востока, пощадившего население Иерусалима, хотя мусульмане помнили о резне устроенной крестоносцами. Старый город Иерусалима до сих пор помнит о тех временах, когда он принадлежал христианам. Каждый орден, каждая более-менее крупная христианская страна старалась увековечить свое присутствие на земле Христа. В личной папской капелле св. Лаврентия в Римском Латеранском дворце к середине XII века скопилась аккуратно разложенная коллекция камней, собранных в святых местах. Это коллекция зримо иллюстрировала Евангельскую историю, но и, можно сказать, превращала сам Иерусалим в папский дворец. Карты паломников, имевших хождение среди стремившихся попасть в Иерусалим, изображали топографию священного города, где каждый камень был увязана с историей жизни Христа. В некотором смысле, современные многочисленные гиды — прямые наследники паломнических служб далекого от нас Средневековья.