Сотворение мира

Фронтиспис «Библии Людовика Святого». Середина XIII века. Париж.

Христианство дало возможность средневековым богословам и ученым исследовать окружающий их мир. Отныне он более не представляет собой нечто застывшее во времени, подчиняющееся бесконечным циклам. Наоборот, мир представляет собой движение вперед, которое началось при Творении и закончится Судом Господним. Он развивается и человек имеет право его познавать. Церковь выразила свое отношение к техническим наукам через появление кардинально нового образа Творца — Творца Архитектора. Впервые образ Иисуса, держащего в руках циркуль с весами, появляется в иллюстрации к «Евангелию Эдвина» около 1025 года. Основой для введения подобного, не побоюсь этого слова, новшества, становятся слова из Книги Премудростей Соломона: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем 11:21b). Данный отрывок говорит нам о том, что воля и сила Господня не имеет границ, но всегда руководствуется премудростью. Смотря на подобное иконографическое изображение, можно предположить, что Богу для творения мира потребовались какие-либо инструменты. Однако, автор вкладывал иной смысл: Творец максимально точно и мудро распределил все в мире и заставил работать. Подобное иконографическое изображение Творца закрепляется на Западе до конца Средних Веков, не оставив упоминаний на Востоке по вполне объективным причинам. Можно сказать, что Творец мира благословляет христианам исследование мира, благословляет право человека исследовать законы мира и его устройства.